Виктор Петрович Астафьев – прозаик.

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в крестьянской семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. До него в семье уже рождались две девочки, однако обе умерли в младенчестве.

Вскоре после рождения Виктора происходит трагическое событие – арест его отца по статье «за вредительство». В одну из поездок к мужу погибла Лидия, мать Виктора – лодка, в которой она плыла, перевернулась, и женщина, косой зацепившись за сплавную бону, утонула. Виктору на тот момент было семь лет. К этой потере он никогда не смог привыкнуть.

Воспитанием мальчика стали заниматься его дедушка и бабушка, родители матери, Илья Евграфович и Екатерина Петровна Потылицыны. Годы, проведённые в доме дедушки и бабушки, были счастливыми для Виктора и оставили в его душе самые теплые воспоминания. Однако вскоре вернулся из заключения отец Виктора и будущий писатель вместе с ним и его новой женой переехал в Игарку – к отцовской семье, раскулаченной во время коллективизации.

Пётр Павлович надеялся на большие заработки, однако его надеждам не дано было осуществиться. Он попал в больницу, а Виктор, у которого не сложились отношения с мачехой, оказался на улице. Некоторое время он бродяжничал, однако затем ему улыбнулась удача: он попал в школу-интернат, учитель которой, известный сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский, разглядел в нём склонность к литературе и стал развивать её. Дебют Виктора в писательстве состоялся в школьном журнале, а напечатанное там сочинение «Жив!» позднее стало рассказом «Васюткино озеро».

Окончив школу-интернат, Виктор зарабатывал себе на хлеб в станке Курейка, собирая деньги на билет до Красноярска. Скопив нужную сумму, он уехал в город, где поступил в ФЗО. Позже он говорил, что не он выбрал профессию, а она выбрала его. Окончив учебу, стал работать составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

В 1942 году, осенью, в 18 лет, Виктор Астафьев добровольцем ушёл в армию. Его обучили военному делу в новосибирской пехотной школе, и через полгода, весной 1943, он попал на фронт. Воевал на Брянском, Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский фронт, в качестве связиста, шофера и артиллерийского разведчика, несколько раз был тяжело ранен. Всю войну Астафьев прошел простым рядовым и получил за свои заслуги орден Красной Звезды и медали « За освобождение Польши», «За победу над Германией», «За отвагу».

В военные годы Виктор Астафьев познакомился и со своей будущей женой, Марией Семёновной Корякиной. После демобилизации, осенью 1945 года, молодые супруги вместе вернулись на родину Марии – город Чусовой на западном Урале.

Состояние здоровья Виктора было таковым, что он не мог вернуться к работе по своей специальности. Чтобы кормить семью, работал слесарем, чернорабочим, грузчиком, плотником, мойщиком мясных туш, вахтёром мясокомбината, кладовщиком.

Весной 1947 года у Астафьевых родилась дочка, однако в те голодные годы у матери не хватало молока, и осенью девочка умерла. В мае 1948 года у пары появилась дочь Ирина, через два года – сын Андрей.

В 1951 году Виктор Петрович попал на занятие литературного кружка при газете «Чусовской рабочий», после чего за одну ночь написал рассказ под названием «Гражданский человек», позже он переименовал его в «Сибиряк». Это был первый напечатанный рассказ Астафьева. С 1951 по 1955 год он работал литературным сотрудником в «Чусовском рабочем». За эти годы он написал множество очерков, статей и больше двадцати рассказов.

В 1953 году в Перми вышла первая книжка его рассказов для детей — «До будущей весны», а в 1955 году вторая — «Огоньки». В 1955-1957 годах был написан роман «Тают снега» (увидел свет в 1958 году), изданы еще две книги для детей: «Васюткино озеро» (1956) и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957). Также Астафьев печатал очерки и рассказы в альманахе «Прикамье», журнале «Смена», сборниках «Охотничьи были» и «Приметы времени».

С апреля 1957 года Астафьев — спецкор Пермского областного радио. После публикации в 1958 году его романа «Тают снега» Виктор Петрович стал членом Союза писателей РСФСР. Через год он получил направление на учёбу в Москве и стал студентом Высших литературных курсов при Литинституте (1959-1961).

Широко известен Астафьев стал в конце 50-х годов, когда расцвела его лирическая проза: большую популярность получили его повести «Перевал» (1958-1959), «Стародуб» (1960), «Звездопад» (1960).

В 1962 году семья Астафьевых переехала в Пермь и в эти же годы творческая деятельность Астафьева окрепла ещё больше. Им были созданы такие вещи, как рассказы «Старая лошадь» (1960), «О чем ты плачешь, ель» (1961). «Руки жены» (1961), «Сашка Лебедев» (1961), «Тревожный сон» (1964), «Индия» (1965), «Митяй с землечерпалки» (1967), «Яшка-лось» (1967), «Синие сумерки» (1967), «Бери да помни» (1967), «Ясным ли днем» (1967), «Русский алмаз» (1968), «Без последнего» (1968); новеллы, впоследствии вошедшие в повесть «Последний поклон» — «Зорькина песня» (1960), «Гуси в полынье» (1961), «Запах сена» (1963), «Деревья растут для всех» (1964), «Дядя Филипп — судовой механик» (1965), «Монах в новых штанах» (1966), «Осенние грусти и радости» (1966), «Ночь темная- темная» (1967), «Последний поклон» (1967), «Где-то гремит война» (1967), «Фотография, на которой меня нет» (1968), «Бабушкин праздник» (1968). Сама повесть была опубликована отдельной книгой в 1968 году в Перми. Кроме того, в это же время увидела свет автобиографическая повесть «Кража», рассказывающая о становлении личности детдомовского подростка в суровых условиях физического выживания – позже подобная сюжетная основа будет встречаться во многих произведениях писателя.

Шестидесятые годы сформировали у Астафьева две главные линии в творчестве, которые прослеживались в его произведениях до конца жизни писателя: военную и деревенскую.

К середине шестидесятых у Астафьева стал складываться цикл миниатюр – лирических заметок и раздумий, которые он называл «затесями». Эти миниатюры публиковались в журналах, а в 1972 году издательство «Советский писатель» напечатало их отдельной книгой «Затеси».

Ещё в 1954 году у Астафьева появился замысел произведения, которое он называл «своим любимым детищем» - повести «Пастух и пастушка. Современная пастораль». На её написание Виктору Петровичу потребовалось больше десяти лет – она была завершена в 1967 году. Судьба повести в печати также оказалась трудной – впервые к публикации её допустили лишь в 1971 году, в журнале «Наш современник». «Пастух и пастушка» выдержала три редакции – Астафьев возвращался к тексту повести в 1971 и 1989 годах.

В «Пастухе и пастушке» по-новому была раскрыта военная тема и тема трагической любви на войне. Повесть имела большой читательский успех и именно за нее (наряду с повестями «Последний поклон», «Кража» и «Перевал») Виктор Петрович в 1975 году был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького.

В 1969 году Астафьевы переехали в Вологду, где писателем были созданы две пьесы – «Черемуха» и «Прости меня», – спектакли по которым шли в российских театрах.

В 1976 году Астафьевым было создано одно из наиболее известных произведений – «Царь-рыба», повесть в рассказах, основанная на подлинных впечатлениях Астафьева от поездки по Туруханскому краю. Вокруг неё также возникла сложная ситуация – в периодической печати её публиковали по главам. Вследствие этого у текста оказались огромные цензурные потери, что очень тяжело переживалось писателем. Он больше никогда не возвращался к тексту повести и не пытался восстановить его. Но, несмотря на все трудности с «Царь-рыбой», в 1978 году Виктор Петрович получил за неё Государственную премию СССР.

Полностью опубликована «Царь-рыба» была лишь в 1993 году.

В конце 70-х годов Астафьев начал писать повесть «Зрячий посох», которую завершил в 1982 году. Она увидела свет лишь через шесть лет, а в 1991 году принесла писателю вторую Государственную премию СССР.

В 1980 году Астафьевы переехали на родину Виктора Петровича – в Красноярск, в деревню Овсянка, где прошло детство Астафьева. Там писателем было написано множество рассказов – «Медвежья кровь» (1984), «Жизнь прожить» (1985), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986), «Ловля пескарей в Грузии» (1986), «Тельняшка с Тихого океана» (1986), «Голубое поле под голубыми небесами» (1987), «Улыбка волчицы» (1989), «Мною рожденный» (1989), «Людочка» (1989), «Разговор со старым ружьем» (1997) – и роман «Печальный детектив».

После смерти в 1987 году дочери Ирины Виктор Петрович и Мария Семёновна Астафьевы забрали к себе её детей, своих внуков Виктора и Полину.

В 1989 году Виктор Петрович Астафьев стал Героем Социалистического труда.

Одно из главных произведений писателя, роман о войне «Прокляты и убиты», было создано в начале девяностых. В романе планировалось три части, но он так и не был закончен – в 2000 году Виктор Петрович объявил о прекращении работы над книгой. За «Прокляты и убиты» в 1995 году Астафьев получил Государственную премию России.

В 1994 году «за выдающийся вклад в отечественную литературу» писателю была присуждена Российская независимая премия «Триумф».

В 1997 году Астафьев получил Международную Пушкинскую премию, а в 1998 году был удостоен премии «За честь и достоинство таланта» Международного литфонда.

В конце 1998 года Астафьеву присудили премию им. Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности.

При жизни Виктора Петровича Астафьева в России вышло три собрания его сочинений, последнее из которых – с подробными комментариями автора – было издано в Красноярске в 1997 году. Также книги писателя издавались и за рубежом.

Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.

Товаров, соответствующих вашему запросу, не обнаружено.